У меня всегда было смутное ощущение, что чем меньше поэтов, с которыми ты чувствуешь внутреннее родство в постановке "вечных" вопросов -- тем ты самодостаточнее. Потому что вопросы действительно вечные -- а поэзия драгоценна свидетельством об уникальности личностного устройства. И "смена парадигмы" происходит для одного-единственного человека именно, как Вы сказали, в результате его внутренней отваги -- как у того же Мандельштама. Но отвага Мандельштама изменила лишь его личную парадигму, и этим позволила написать то, что он написал. И Вы, вернувшись к писанию (чему рад безмерно), изменили лишь собственную парадигму. Потому что тут врач может излечить лишь сам себя -- прочим же приносит лишь вред (сейчас плодятся подражатели Цветкова, как прежде плодились подражатели Бродского). Сказанное не означает, что ты не любишь и не испытываешь благодарность к тем, без чьих текстов твой голос был бы чуточку (или даже кардинально) иным :) А в обстановке самодостаточности (м.б. я ошибаюсь) даже вопроса о парадигме не возникает: ты пишешь, чтобы быть понятым тем же Шекспиром или Данте, а не кем-либо ещё.
no subject
Date: 2006-04-23 03:26 pm (UTC)Сказанное не означает, что ты не любишь и не испытываешь благодарность к тем, без чьих текстов твой голос был бы чуточку (или даже кардинально) иным :)
А в обстановке самодостаточности (м.б. я ошибаюсь) даже вопроса о парадигме не возникает: ты пишешь, чтобы быть понятым тем же Шекспиром или Данте, а не кем-либо ещё.