aptsvet: (Default)
[personal profile] aptsvet
Вот специально для тех, кто вчера тут вступался за филологических экспертов.

Date: 2010-07-20 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] nowinter.livejournal.com
АП, я читал об этом у Вербицкого же, еще до Вашей колонки инлиберти.
И тем не менее. Дело не в экспертах, а в судах и законах. Есть статья, будет и разжигание. А есть оно в конкретном высказывании или нет - кому решать? Прокурору? Защите? Филолог, психолог или, скажем даже, поэт, действительно могут лучше понимать сказанное, чем сам сказавший, как бы ни претила Вам эта идея.
Или мы говорим о свободе слова, или мы говорим о произволе властей, или мы говорим о том, что в своей речи всяк главный авторитет. По-моему, это не так.

Date: 2010-07-20 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
В своей речи не всяк главный авторитет - речь включает адресующего и адресуемого. Оба окончательные авторитеты. В противном случае нам бы пришлось ходить с переводчиками, которым, в свою очередь, нужны были бы переводчики, и так до бесконечности.
Филологи не могут быть экспертами уже хотя бы потому, что понятия "экстремизм" в лингвистике не существует. Закона об экстремизме не может быть, если только он не является простым и исчерпывающим перечислением запрещенных актов, определение которых не нуждается в фальшивых экспертах.

Date: 2010-07-20 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] vekagan.livejournal.com
Алексей Петрович, среди людей, работающих по принципу "чего изволите" и квасных патриотов и пишущих "экспертные" заключения далеко не только филологи числятся, не так ли? У американцев в своё время были интереснейшие разработки по экспертизе речи экстремистских лидеров. В России уже, по-моему, дважды выходила интереснейшая книжка А.А.Леонтьева с соавт. (некогда сейчас по полкам лазать) по экспертизе текстов, которую названные Вами ребята, дай её им на экспертизу, тоже найдут возбуждающей ненависть.

Date: 2010-07-20 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] saccovanzetti.livejournal.com
на самом деле вот тут http://www.freedomforum.org/packages/first/fightingwords/casesummaries.htm довольно подробно расписано как это работало в США. Практика может эволюционировать, и не всегда дело возможно довести до (верховного) суда, но тем не менее концепция узкой группы fighting words для интерпретации которых не нужны филологи, описана.

сейчас нечто интересное в исландии происходит, якобы после кризиса они решили позиционировать себя как максимально открытую страну, и принимают законы в этом направлении. надо будет следить.

Date: 2010-07-20 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Работы по экспертизе речи вполне могли быть, экстремистской и любой другой. Вот только экстремистская речь, в соответствии с конституцией, в США запрещена быть не может, и роли судебного эксперта у лингвиста нет. В странах, где такие законы есть (в чем я не вижу ничего хорошего), составы преступлений, надо полагать, выписаны так, чтобы исключить расширительное толкование, а значит и роль эксперта. Если запрещена свастика, то не нужен эксперт, который будет определять, свастика это или серп и молот.
Я не отрицаю компетенцию лингвиста в сфере, которой он занимается, но она с правосудием не пересекается кроме как в области, где трактуется строго профессиональный вопрос: например, при ловле террориста Качинского была проведена экспертиза его письменной речи с целью определения подозреваемого. Но это не юриспруденция как таковая.

Date: 2010-07-20 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Дела подобного рода требуют особого комментария о "естественных" ограничениях свободы слова, но это как раз к теме моего эссе не относилось. И в любом случае состав преступления здесь определяют присяжные или судьи, а не эксперты.

Date: 2010-07-20 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] nowinter.livejournal.com
Так ведь с этим-то и как раз согласен, на борьбу с мыслепреступлениями можно звать каких угодно специалистов, филолог тут не более и не менее нелеп, чем воспитатель детсада. Вон из профессии немедленно.
Если я что и защищал, то само присутствие лингвиста в суде, буде возникнет надобность, так как мне показалось, что Вы отрицаете не то надобность, не то компетентность.

Date: 2010-07-20 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] t-s-kot.livejournal.com
Пора варягов звать, что ли... И немножко греков.

Date: 2010-07-20 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Ох. Тренируешься тут себе в кротости и смирении, и вдруг в ленте такое. И вся внутренняя духовная работа псу под хвост.

Date: 2010-07-20 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] vekagan.livejournal.com
По судебному делу я не эксперт, но российская Фемида, вооружённая приборами ночного видения с оптическим прицелом, это нечто с бантиком. А филологи ... что ж, есть филологи, есть филолухи ... как и в любой другой сфере.
Edited Date: 2010-07-20 01:58 pm (UTC)

Date: 2010-07-20 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
У кротости есть порог преодоления. И тогда равновесие возвращаешь только огнеметом. Впрочем, я кажется скатываюсь в экстремизм, тут они и слетятся.

Date: 2010-07-20 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Огнеметом можно, только чтоб без вражды и ненависти, чтоб закон не нарушать. С дружбой и любовью, для их же блага. Это ведь мука, наверно, жуткая - так вот себе на жизнь зарабатывать. Бедные.

Date: 2010-07-20 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] saccovanzetti.livejournal.com
сейчас вдруг стукнуло, что у них с Лехом была одна и та же фамилия... надо же. Странно, что об этом еще никто не написал.

Date: 2010-07-20 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Ну, она в Польше на особенно экзотическая.

Date: 2010-07-20 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] naigoro.livejournal.com
Гомерически!
Я уж теперь думаю, что как в 1812-м Русь впустила наполеоновские войска так глубоко, что они не могли не проиграть в итоге войну - так и теперь она впускает без всякого сопротивления свою власть на территорию бесконтрольности, переходящей в абсурд.
И у власти не остается шанса сохранить рассудок.

Date: 2010-07-21 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] vitchel.livejournal.com
Есть такая Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС), возглавляемая д.фил.н. проф. Михаилом Горбаневским. Экспертизы этой авторитетной независимой конторы спасли за минувшие годы многих и многих, потому что судья не имеет права не учитывать экспертное заключение. Тогда вспомнили об опыте клонирования общественных организаций (например, экологических, которые надевали шапку НПО и выдавали ту экологическую экспертизу, ради которой их и создавали). Здесь даже клонировать никого не нужно было. Начали привлекать заранее филологов из местных университетов (не всех, а тех, кто согласен найти чёрную кошку в тёмной комнате). Конечно, если рядом оказывалась экспертиза ГЛЭДИС, то с ней приходилось тоже считаться (даже в первую очередь). Но если таковой не было, то у суда была местная точка опоры, с помощью которой они переворачивали мир вверх ногами.
У меня нет сейчас времени (физически нет) проанализировать данную ситуацию. Но гильдия в сети (www.rusexpert.ru), и хоть сайт на реконструкции, он работает в текстовом режиме, тем все контакты. Что касается экстремизма - отдельный разговор, ибо в нашей жизни слова вовсе не всегда значат то, что о них пишут в словарях.

Profile

aptsvet: (Default)
aptsvet

August 2013

S M T W T F S
     123
45678910
11 121314 151617
18192021222324
252627 28293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 16th, 2025 06:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios