aptsvet: (Default)
[personal profile] aptsvet
Думаю, мало кто сомневается, что премия "Большая книга" в этом году достанется Людмиле Сараскиной за биографию покойного А. И. Солженицына. Все, что мне известно об авторе, говорит в пользу того, что книга принадлежит к жанру "жития святых". Любители у этого жанра есть, но обращаться к нему в поисках объективной информации бессмысленно.
Типично, что книга преподносится как первый опыт подробного жизнеописания А. И. Это, конечно, неправда. В 1985 году вышла объемистая книга профессора Корнельского университета Майкла Скэммела "Солженицын". Хотя последующие эпизоды жизни писателя в ней, конечно, отсутствуют, там есть масса материала, которого читатели книги Сараскиной в ней не найдут - или, по крайней мере, он будет резко отодвинут на задний план. К сожалению, эта книга не перевыпускалась, но подержанные экземпляры еще можно достать.
Интересна судьба книги. Скэммел был в очень хороших отношениях со своим героем, имел личный доступ к нему самому и его архивам. Но когда было обнаружено, что книга местами отклоняется от предписанного курса и доктрины, ему дали от ворот поворот.

Date: 2008-08-05 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] repis.livejournal.com
"предписанного курса и доктрины"
Вот и я об этом...

Date: 2008-08-05 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Дело в том, что он посмел включить в книгу не только то, что ему было внятно продиктовано, но и сведения, полученные от других сторон, а этого не предполагали.
(deleted comment)

Date: 2008-08-05 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Этого уже никто не сделает в ближайшее время. Вдова, наученная горьким опытом со Скэммелом, больше не предоставит доступа к материалам, Сараскиной достаточно - ее книга теперь на долгие годы вперед будет канонической. И всякая другая попытка написать нечто вроде будет автоматически рассматриваться как желание оспорить предыдущего автора.
(deleted comment)

Date: 2008-08-05 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Вот перевод был бы очень кстати. А на открытых источниках далеко не уедешь, это несерьезно. Большинства из тех, с которыми Скэммел работал, уже нет, умерли.
(deleted comment)

Date: 2008-08-05 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Вот это будет не биография, а памфлет. Биография - это вся жизнь человека, и желательно не только с его слов.

Date: 2008-08-05 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] aron-turgenev.livejournal.com
Скэммел, по-моему, говорил о Солженицыне на PBS. Он ведь и переводил Солженицына?

Date: 2008-08-05 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Да, я слышал его вчера. Действительно, переводил, на этой почве и сошлись.

Date: 2008-08-05 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] andrei-lanskoy.livejournal.com
Наша филологическая мгу-шная профессура едина во мнении, что книга Сараскиной совершенно блестящая...

Date: 2008-08-05 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Что и требовалось доказать.

Date: 2008-08-05 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
А Нива не считается?
http://nivat.free.fr/biblio/biblio.pdf

Date: 2008-08-05 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Похоже, что не считается. Во-первых, это как бы не биография в классическом смысле, она не выстроена от рождения к настоящему моменту. Во-вторых, простое перелистывание легко обнаружило несколько благоговейных коленопреклонений - то есть, примерно тот же жанр, что и у Сараскиной.

Date: 2008-08-05 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
Ж.Н. общался с Солжем вскоре после его всылки в Европу, тот был реальным героем.
Это я за обоих сразу заступаюсь: Нива мне просто симпатичен, а Солж и впрямь на матадора (ни на какой ни дуб) с мясорубкой вместо шпаги пер.

Date: 2008-08-05 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Он-то не с дубом себя ассоциирует, а с теленком. Но биографии в духе коленопреклонения меня не интересуют, даже самых моих любимых героев.

Date: 2008-08-05 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
я так и написал: теленок пер не на дуб, а на матадора...

А Нива...

Date: 2008-08-05 11:35 pm (UTC)
From: [identity profile] inphuzoria.livejournal.com
Не считается.

Date: 2008-08-05 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] palysandr.livejournal.com
Весной, на презентации книги Сараскиной, Н.Д.Солженицына говорила, что Скэммел (его фамилию она не произносила, но было ясно, о ком шла речь) превысил время, отпущенное ему семьей на личное общение с А.И. А потом еще постоянно присылал им многочисленные письма с вопросами. В итоге, сказала жена, Солженицыны вынуждены были прекратить с ним сотрудничество. А он на это "обиделся" и вместо нейтральной биографии написал критическую.

Date: 2008-08-05 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Я-то разговаривал с самим Скэммелом и никаких оснований ему не верить не видел. Тем более, что книга в большой степени говорит сама за себя. Она не критическая - она объективная.
Кто-то там писал про "жить не по лжи".

Date: 2008-08-06 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] palysandr.livejournal.com
*Скэммела не читал, но скажу*
Я понял из того выступления Н.Д., что Скэммел типа личный враг семьи Солженицыных - именно потому, что они на него "время потратили", а он потом написал "не так". Подозреваю, что и российские издатели не хотят ссориться с этим семейством и печатать книгу, не во всем комплиментарную к "нашему Исаичу". Но теперь-то, возможно, кто-нибудь да рискнет...

Date: 2008-08-06 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Да, я тоже надеюсь, что кто-то рискнет. Но надо, чтобы кто-то услышал об этой книге. Заметьте, что Н. Д. не случайно же на назвала имени крамольного биографа. Жить не по лжи - хороший принцип. Но умолчание - тоже вид лжи, причем самый распространенный.

Date: 2008-08-05 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] griseopallidus.livejournal.com
Прекрасная аргументация...

Date: 2008-08-05 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] vlad-ab.livejournal.com
Вот здесь Скэммел высказывается.
http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=93297941

Date: 2008-08-05 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Да, я эту передачу слышал целиком - она у них была в виде заготовленного консерва, пустили через 20 минут после новости.

Date: 2008-08-05 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] vlad-ab.livejournal.com
Видимо, у NYT тоже была готова простыня.
Наверно, вот это "святее папы" ему и не простили.

Date: 2008-08-05 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
На самом деле это стандартная практика. Отдел некрологов большую часть времени пишет "консервы". Если жертва подает признаки смерти, консерв достают и немножко приправляют. Если умирает внезапно, пускают как есть с парой вводных слов.
(deleted comment)

Date: 2008-08-05 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Ну, это же не надгробная речь в данном случае - просто краткий обзор жизни и заслуг потерпевшего. Ничего дурного в этом не вижу. Вот когда начинают со слезой "от нас ушел", это да.
(deleted comment)

Date: 2008-08-05 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Так работают во всем мире, не только в Америке. Насчет России не знаю. Это имеет смысл с точки зрения журналиста. Пока будешь обзванивать людей и собирать материал, все тебя сто раз обойдут.

Date: 2008-08-05 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] andrei-lanskoy.livejournal.com
На BBC тоже была хорошо приготовленная, разогретая консерва. А вот российские СМИ оказались не готовы: в круглосуточных "Вестях" "умер известный писатель" давали поначалу третьей новостью и без комментариев, "Russia Today" тоже давала "well-known writer" мимоходом. Только спустя часа 2-3 проснувшиеся редакторы подправили ситуацию.

"ВПРОК" - не про Платонова

Date: 2008-08-06 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] inphuzoria.livejournal.com
В недавнем постинге Татьяны Толстой "Впрок" описана особо аморальная практика западной прессы, занимающейся изготовлением некрологов на знаменитых людей загодя, покуда они еще живы. Вот ей предложили, в бытность ее в Америке, написать заготовку некролога при живом вполне Солженицыне, она отказалась - и теперь ей морально комфортно. Это, говорит она, и значит "жить не по лжи". Не стоит даже упоминания, что из простой целесообразности так делают везде и всегда - и в "Нью-Йорк Таймс", и в советских времен "Правде". И вот я думаю: что же это за песня? - песня невинности или, наоборот, опыта?
http://tanyant.livejournal.com/
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Изготовление "консервированных" некрологов - совершенно неизбежная вещь в мире, где СМИ конкурируют друг с другом, а иного способа сделать их относительно свободными, кроме конкуренции, я не знаю. Цинизма в этом не больше, даже намного меньше, чем, скажем, в репортаже с поля боя, без которого журналистика немыслима. Если уж говорить откровенно, консервированный некролог - это дань признания. Тот факт, что в России это вызывает брезгливость, говорит много больше о России, чем о жанре некролога. Я предпочел бы, чтобы брезгливость приберегли для некоторых других вещей.
А в брезгливость Толстой - не верю. Но вот в практичность и чуткость к моменту - да. Странно вспоминать, что когда-то мы были друзьями. Даже более странно, между прочим, чем о дружбе с Лимоновым.
Edited Date: 2008-08-06 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] inphuzoria.livejournal.com
Одареннейшие люди оба. Дружить с ним прежде было нестыдно, а раздружиться затем - понятно.

Date: 2008-08-06 12:09 am (UTC)
From: [identity profile] inphuzoria.livejournal.com
Сараскиной книгу видела только несколько минут, взяв из рук знакомого. Сразу случайно наткнулась на место, посвященное Виктору Луи. Она характеризует его как "французского журналиста". Интересно, ну, допустим, Людмила Ивановна по молодости лет про Виктора Луи ничего никогда не знала, но там же целая сараскина контора работала. Неужели не могли подсказать и направить? Или хоть сама погуглить чуть-чуть не догадалась? И сколько еще там такого наберется?

Date: 2008-08-06 12:17 am (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
У меня есть подозрение, что в том лагере гугление считается опасной крамолой. Но судя по этому эпизоду, Нива еще образец компетентности по сравнению с предстоящим лауреатом.
From: [identity profile] inphuzoria.livejournal.com
У Жоржа Нива проблема даже не в компетентности, а в том , что у него как бы два авторских облика, два исследовательских почерка, - как два костюма. В одном он появляется в западных изданиях, а в другом выходит на люди в русской прессе.
(deleted comment)

Re: О Викторе Луи.

Date: 2008-08-06 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] inphuzoria.livejournal.com
А, вы знаете, я сперва не заметила эту Вашу ссылку.
(deleted comment)

Re: О Викторе Луи.

Date: 2008-08-06 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] inphuzoria.livejournal.com
Да сколько угодно. Вот, например:
http://www.lechaim.ru/ARHIV/125/markish.htm

Date: 2008-08-06 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] muna-cynepcmap.livejournal.com
В 2006 году вышла солидная книга "Неизвестный Солженицын". Автор - Владимир Бушин - ссылается на массу документов, в том числе и на личную переписку с героем книги.
Можете ли вы сказать что-либо по поводу этого сочинения, весьма ядовитого и, возможно, предвзятого?


Date: 2008-08-06 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Я об этой книге слышал только краем уха. Подозреваю, что она сделана в традиционном российском жанре "чемодана компромата" - он меня интересует не больше, чем "житие святых".

офф

Date: 2008-08-06 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] owlga.livejournal.com
Алексей Петрович, добрый день. У меня к Вам технический вопрос, можно ли мне написать Вам лично? если да, по какому адресу?

Заранее весьма признательна,

Ольга Гришина

Re: офф

Date: 2008-08-06 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Я Вам отправил мессадж.

Re: офф

Date: 2008-08-06 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] owlga.livejournal.com
Спасибо, но я ничего не получила, увы. не могли бы Вы повторить его на sova63be@yahoo.com? Большое спасибо за Ваше время.

Profile

aptsvet: (Default)
aptsvet

August 2013

S M T W T F S
     123
45678910
11 121314 151617
18192021222324
252627 28293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 28th, 2025 01:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios