aptsvet: (Default)
[personal profile] aptsvet
"...и вдруг в отдалении - наплыв военной музыки: она приближается оранжевыми волнами..."

Это Набоков, из "Защиты Лужина". У Набокова, как известно, была синестезия - непроизвольная ассоциация звуков с цветами. Такая же была у Рембо и у некоторых других.
У меня самого в детстве было нечто куда более увлекательное: слова вызывали перед глазами многоцветные узоры, очень устойчивые - каждое слово имело свой неразлучный, и таких узоров было множество. Лет в 5-6 это прошло. Но один я помню до сих пор, хотя самопроизвольно он не возникает: слово "пятница" ассоциировалось с многослойным меандром, коричневым внутри полосы, а по краям оранжевым, словно охваченным пламенем.
Интересно, помнит ли кто нечто похожее в собственном детстве?

PS. Спасибо, очень интересный вышел опрос. Кто бы подумал: эта синестезия так и косит народ.

Date: 2008-11-30 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-vi.livejournal.com
у меня и сейчас так

Date: 2008-11-30 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] zloy-alex.livejournal.com
У меня буквы имели свой цвет. "А", например, была синей. Цвета каких-то букв были сильнее, и могли придавать свой оттенок слову целиком, другие же довольствовались частичной окраской слова, и оно получалось переливающимся. Лет в семь это прошло, но порою всплывали воспоминания об этих ощущениях лет до двенадцати.

Date: 2008-11-30 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
По описанию - это примерно то, что было у Рембо.

Date: 2008-11-30 06:18 pm (UTC)

Date: 2008-11-30 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] racoshy.livejournal.com
"А" была белой, "Р" красной, "Г" - коричневой:) и т.д. Слова имели вкус, ассоциации с продуктами, вещами, процессами - "счастливый" - сгущенное молоко, "отчизна" - хлеб, корочка которого натерта чесноком, - и более далекие ассоциации.

Date: 2008-11-30 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] shcherbina.livejournal.com
у меня тоже буквы: А - красная, Б
- коричневая, В - зеленая травяная, Г - бирюзовая, К - черная, Л - цвета слоновой кости, Н - синяя, О - белая, П - серая, С - золотистая, буква М была сложнее, чем цвет. А слова часто ассоциируются с жестом.

Date: 2008-11-30 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] nusienne.livejournal.com
С детства и до сих пор слова делятся на вкусные и невкусные.
Причем, прямой ассоциации с лакомствами нет.
Если слово(особенно иностранное) мне нравится, я начинаю проговаривать его несколько раз, и таким образом добиваюсь его "вкусности".
Так в свое время учила голландский. И горе тем словам и оборотам, которые оказались "словарно непереваримыми"))

Date: 2008-12-01 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] c-y-n-e-p.livejournal.com
у меня похожая тема, только в смысле непроизвольного восприятия слов через вкусовые рецепторы. до сих пор помню что слово - шекспир вызывало такое слюнотечение как будто сьел лимон целиком.

а речь воспринималась по другому, совсем по другому, в отличие от слов отдельных.

но это же в детстве, там мы другие люди

Date: 2008-11-30 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] trapezion.livejournal.com
Нет, я только оркестром дирижировала. Он по вечерам играл в голове.
А вот дочь у меня недавно выдала интересное: http://trapezion.livejournal.com/58062.html. Правда, она писать пока не научилась, это всё игра.

Date: 2008-11-30 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] xanzhar.livejournal.com
Никогда не слышала, что у этого есть название.
У меня каждое слово имеет цвет.
Я, например, из-за этого путаю имена: Ирина и Светлана - оба жёлтые, например, Наталья и Марина - синие, и т.д.
Я часто помню только цвет, и это просто кошмар.
Покойная бабушка отца моих детей была пианисткой.
Очень крутой - закончила консерваторию у Гнесиной, училась в одной группе с Рихтером, всю жизнь преподавала, но доживала жизнь вдали от учеников и тосковала. Мы какое-то время жили вместе, и от нечего делать она как-то взялась за проверку моей музыкальности, и немедленно выявила эту самую "синестезияю", как Вы говорите. У неё оказалось то же самое, и мы с ней потом часами обсуждали цвета звуков, и прочую визуализацию. Были совпадения, но в основном картины были очень разными.

Date: 2008-11-30 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
То есть все-таки ассоциации на целые слова, а не на отдельные звуки. Я всегда подозревал, что это распространено, но в литературе встречал ссылки именно на звуковые ассоциации - видимо, из-за тех же Набокова и Рембо.

Date: 2008-11-30 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] xanzhar.livejournal.com
Это на всё распространяется.
Слова имеют цвет, отдельные буквы, звуки, музыка, иногда разное исполнение придаёт разные оттенки.

Вот что еще заметил

Date: 2008-11-30 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Моя синестезия странным образом с вашей Анестезией пересекается. В этом тоже что-то есть.

Re: Вот что еще заметил

Date: 2008-11-30 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] xanzhar.livejournal.com
Да, мне это тоже в глаза бросилось.
В моей ленте мой пост идёт непосредственно следом за Вашим.

Date: 2008-11-30 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ry-ichi.livejournal.com
я читал в какой-то статье, что подобные вещи - безобидные дисфункции мозга, связанные с неразвитостью каких-то там нейронных связей.
мозг как бы путает звук и цвет, как бы не умееит разделять ощущения. и одно ощущение влечет за собой другое.

у меня такого не было.
но слова у меня часто связывались с посторонними образами. скажем, слово "дедушка" однозначно было связано с дверной ручкой.

а еще я в детстве слышал сигналы искусственных спутников, слышал, как в метро объяляют станции. метро было на расстоянии километра от дома. а спутники, как известно, не менее 100 км.

Date: 2008-11-30 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kerrren.livejournal.com
Да, был цвет у слов и еще форма - слова были выпуклыми, в трех измерениях. А иногда еще и вкус - наверно, по звуковой ассоциации. Слово "пушка", например, было сдобным и сладким, как шоколад, "корабль" был красно-синим, длинным и острым, как карандаш. У слова "шапочка" был марципановый вкус - я понимала почему волку так хочется съесть Красную шапочку... Когда я в пять лет (еще до отъезда) начала учить иврит, было примерно то же самое. Ососбенно сильные вкусовые ощущения вызывал древний иврит - на уроках Торы была всегда голодной... :)
С английским такого уже не было, с французским - тем более...

Date: 2008-11-30 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] 0leneva.livejournal.com
Да, с детства и до сих пор так.

Date: 2008-11-30 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] afuchs.livejournal.com
у меня была и есть минимальная и самая распространённая синестезия, то что Набоков называл "audition colorée" (пока я не встретил это у Набокова, я думал, что у всех так) - все звуки (по крайней мере, фонемы) имеют свой цвет, в словах они бывают более или менее заметными. в цифрах как-то названия слились в более или менее однотонные, т.е. два белое, несмотря на красное "в", а восемь красное, несмотря на жёлтое "с".
несколько слабее - ощущение фактуры звука.
а слова в языке имеют цветовые паттерны, одни сочетания красивые, другие не очень. с годами это не проходит, но немного притупляется, отходит на задний план.

Date: 2008-11-30 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ea_/
у меня только со звуками (музыки), но у билингвов вообще с восприятием языков все иначе, это не описать.
Edited Date: 2008-11-30 06:09 pm (UTC)

Date: 2008-11-30 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] t-s-kot.livejournal.com
У меня это осталось до сих пор.
Проявляется притом очень по-разному:
Во-первых, цветовые решения, далее - некие объёмы, пространственные решения, и, скажем, обратная связь цвет-звук иногда присутствует.
Со временем, кстати, "узоры" (тут можно говорить не только об узорах) меняются - иногда кардинально, иногда еле уловимо, но детское помню, а теперь новое возникает.

Date: 2008-11-30 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] nowinter.livejournal.com
в детстве все в комплексе подают, разве запах чуть отдельно
то есть со словами и цветами было точно
но очень давно, в субъективном смысле, так, что и не припомнить
зато наверно можно вспомнить некоторое предательство, когда понимаешь, что а) у остальных это вовсе не так б) от этого ничего не меняется

Date: 2008-11-30 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] tent-dweller.livejournal.com
Для меня не отдельные буквы, а слова всегда имели не столько цвет, сколько форму. Увидеть их очертания было просто, достаточно лишь присмотреться. А у каждой цифры всегда было свое особенное выражение лица.

Это осталось и сейчас.

Вдогонку

Date: 2008-11-30 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] tent-dweller.livejournal.com
И еще вот что: запахи в детстве часто ассоциировались с какими-то пространственными формами. С возрастом эти ассоциации ослабли.
From: [identity profile] 1-om.livejournal.com
А у меня на понравившуюся музыку в голове "клипы" начинают показывать. Сюжетные. Я таким манером эпизоды к своим прозаическим вещам придумываю. Точнее, они сами "демонстрируются", как куски из фильма, к моему полнейшему удивлению.
Как-то уже стесняюсь спрашивать, бывает ли такое у других. Обычно нарываюсь на недоумение.

Date: 2008-11-30 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] lisbetina.livejournal.com
помню, что имена Тамара и Борис не любила, они казались противными, как тухлый борщ, у них был запах разложения, рвоты и ещё чего-то мерзостного, развратного (хотя что я знала о трупах и разврате в пять-шесть лет?).
А теперь нормальные имена. Даже красивые. Приятные на ощупь )

Date: 2008-11-30 11:17 pm (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
всю жизнь считал себя легким синестетиком (еще не зная этого слова). Потом, в студенческие годы, записал на бумажке "А" - красная, 5 - зеленая, понедельник - синий и пр. И спрятал. А черех год еще раз написал и первую бумажку достал. Совпадений было % 30 не больше. Понедельник точно синий.

Date: 2008-12-01 01:20 am (UTC)
From: [identity profile] blades-of-grass.livejournal.com
У меня слова имеют форму и движение. Каждому слову соответствует что-то вроде иероглифа, совмещенного с коротким или плавным движением.

Date: 2008-12-01 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] shupaka.livejournal.com
У меня в детстве всегда был цвет настроения))) То есть, меня можно было спросить - какого цвета у тебя сегодня настроение? самым плохим настроением было почему-то фиолетовое...
Сейчас я люблю этот цвет.

Date: 2008-12-01 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] shupaka.livejournal.com
Какие интересеные комментарии!)))

Date: 2008-12-01 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] sher-ali-eva.livejournal.com
все гласное у меня пламенное или звонко небесное

согласное - коричневое деревянное, серебряное
=зависит

в слове музыка есть краски моря вроде как у "oceano, mare" забыла ит автора с красивым именем

Date: 2008-12-01 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] encolpius.livejournal.com
У меня каждое имя имело свой цвет. Андрей (мое собственное) - зеленое, Ольга - темно-синее, Лена - желтое и т.д.
За пределами имен никакой синестезии не было.

Date: 2008-12-03 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mr-greenmouse.livejournal.com
цитата:

Когда я вела себя не так, как следовало - а это случалось довольно часто, - бабушка вызывала меня к себе, чтобы отчитать меня. Я любила это. Я стояла совершенно неподвижно и смотрела ей прямо в глаза, и, когда она начинала говорить, ее слова начинали кружиться по комнате. Они были разных цветов, не тех обычных цветов, которые встречаются повсюду, но цветов совершенно иного рода. Они светились и складывались в причудливые узоры. Все вокруг меня было словно живое, и все двигалось в дивном узоре. Я купалась в разноцветных искрах и кружилась в них. Они то и дело меняли форму, и было приятно плыть в этом потоке. Потом я чувствовала, что кто-то щиплет меня за руку, и снова оказывалась рядом с бабушкой: "...пропащий ты ребенок, ты даже не слушаешь, когда тебе говорят!"

Ирис Юханссон. "Особое детство" (http://www.autismwebsite.ru/Books/the_special_childhood.htm)

Date: 2008-12-04 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] 999999.livejournal.com
правда косит, - анекдотальное впечатление, что ученые - разные - занижают цифры.
где-то видела утверждение, что Рембо в "Гласных" взял произвольные цвета, но теперь даже не знаю, какими словами гуглить; впрочем, википедия считает, что он не был синестетом:

The French Romantic poets Arthur Rimbaud and Charles Baudelaire wrote poems which focused on synesthetic experience, but were evidently not synesthetes themselves.

Il est cependant admis que Rimbaud n'était pas synesthète.

Рафаэль Левчин как-то жаловался на целые слова (ландшафты целых слов), сказав, что не жалуется на отдельные звуки/буквы.

мои банальные - ноты/буквы/цифры (и все, к чему их можно прилепить) > цвета; только ре второй октавы отдает соленым огурцом. и одна проективная - так, что совсем нельзя отделаться - ноты > их названия (до ре ми...), для черных клавиш - с модуляцией гласного. абс. слух, не виртуозный, косит семью. а школьный дирижер рассказывал о бывшей виолончелистке, которая со слуха играла на пианино, скажем, виолончельные концерты, сколько хватало пальцев: "вижу зеленый [один на много нот] - и я могу играть"; понять не удалось.

видела сообщения людей, которых беспокоила их синестезия (казались себе ненормальными), например - какое-то видео о девушке с сильной музыкально-цветовой (повторно не гуглится)

еще о синестезии страшно приятно поговорить - и невыносимо читать о чужой (нет, Вы подумайте - черное "А"!)

не понимаю такой вещи: каким образом не все, кто умеет читать, синестеты (форма > звук); не все, кто умеет играть на муз. инструменте, печатать вслепую, прибегать и допрыгивать, куда целились (перцепция пространства > последовательность мышечных усилий), и т.п.

Date: 2008-12-04 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
В основном-то я встречал упоминания не у ученых, о физиологии особенно не почитаешь, а у критиков и литературоведов. Может быть, они таким образом пытаются возвысить Набокова и Рембо над немытой массой? Или критики - особый подвид людей с иммунитетом от синестезии?

Date: 2008-12-04 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] 999999.livejournal.com
возвысить... неизвестно, что в ней хорошего, - одно дело, когда разнообразная и богатая, с ландшафтами слов, - а вечнозеленое фа и т.п. - это такие шоры все-таки.

Набоков сам признавался, - ну, Вы помните очень красивое про черное деревянное "А", - но это выдержит многократное цитирование:

Perhaps "hearing" is not quite accurate, since the color sensation seems to be produced by the very act of my orally forming a given letter while I imagine its outline. The long a of the English alphabet (and it is this alphabet I have in mind farther on unless otherwise stated) has for me the tint of weathered wood, but a French a evokes polished ebony. This black group also includes hard g (vulcanized rubber) and r (a sooty rag bag being ripped). Oatmeal n, noodle-limp l, and the ivory-backed hand mirror of o take care of the whites. I am puzzled by my French on which I see as the brimming tension of alcohol in a small glass. Passing on to the blue group, there is steely x, thundercloud z, and huckleberry k. Since a subtle interaction exists between sound and shape, I see q as browner than k, while s is not the light blue of c, but a curious mixture of azure and mother-of-pearl. Adjacent tints to not merge, and diphthongs do not have special colors of their own, unless represented by a single character in some other language (thus the fluffy-gray, three-stemmed Russian letter that stands for sh [S], a letter as old as the rushes of the Nile, influences its English representation).

почему-то смешно - кузен Саши Бэрон-Коэна - исследователь синестезии в кембридже

Profile

aptsvet: (Default)
aptsvet

August 2013

S M T W T F S
     123
45678910
11 121314 151617
18192021222324
252627 28293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 24th, 2025 04:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios